Центральным новообразованием ранней юности становится как профессиональное, так и личностное самоопределение. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Самоопределению старшеклассника характерно соотнесение прошлого и будущего, восприятие настоящего с точки зрения будущего. Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. В выпускном классе ситуация жизненного выбора становится более напряженной. У десятиклассников самооценка более оптимистична, устойчива и высока. В связи с изменением в самооценке в 11 классе повышается тревожность. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. Происходит выработка системы ясных, устойчивых убеждений. В выпускном классе ребята сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. В основе отношения старшеклассника к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т. д.; оценка своих возможностей – уровня учебной подготовки, здоровья, материальных условий семьи, способностей и склонностей. Самоопределение осуществляется на основе учебно-профессиональной деятельности. Старшеклассники, в связи с профессиональным самоопределением, рассматривают учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Развитию интеллекта одиннадцатиклассников характерны следующие особенности: самостоятельность и активность мыслительной деятельности, совершенствование практического мышления. Развиваются предприимчивость, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи. В общении со сверстниками повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Возникает особый интерес к общению с взрослыми. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями. Причем на более высоком, сознательном уровне. Однако к доверительному общению с взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее. Наибольшее количество времени посвящено общению с друзьями.
Рекомендации родителям:
* Помогите ребенку оценить собственные возможности и определиться с выбором профессии. Для успешного поступления в выбранный ВУЗ ему необходимо, как можно быстрее, уделить более пристальное внимание экзаменационным предметам.
* Необходимо чаще напоминать ребенку о значении в его развитии тех предметов, по которым он не будет сдавать экзамены в ВУЗ. Особый акцент сделайте на важности гуманитарных дисциплин, без освоения которых невозможно эффективное общение и развитие теоретического интеллекта.
*Если вы будете ориентировать ребенка только на материальные условия при выборе будущей профессии, это негативно повлияет на его отношения с вами и со сверстниками.
*Если неуверенность в себе и тревожность у вашего ребенка проявляются в агрессии к окружающим, помогите ему сделать мировоззренческий выбор и определить нравственные ценности. Ваша помощь будет способствовать его психическому здоровью.
*При всем своем стремлении к самостоятельности ваш ребенок нуждается в вашем жизненном опыте и помощи. Станьте его друзьями и советчиками, и тогда семья останется для него тем местом, где он будет чувствовать себя наиболее спокойно и уверенно.
* Поощряйте участие ребенка в ученическом самоуправлении, которое поможет ему в развитии таких свойств практического мышления, как предприимчивость, расчетливость и умение оперативно решать поставленные задачи. Помогите ему развить экономность, побуждая самостоятельно производить расчеты материальных затрат на интересующие его дела. Тогда он сможет в будущем стать успешным студентом и работником.