Школьная библиотека – это мозг школы
Сегодня во всем мире быстро изменяется парадигма образования. Обучение в 21 веке - это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, совместного исследования, в результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как».
Классно-урочная система Коменского постепенно уходит в прошлое, так как при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система обучения.
Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.
Современная школьная библиотека - это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс, это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности. Это библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу. В этой связи нельзя не вспомнить слова В.А.Сухомлинского о том, что школьная библиотека должна быть «кабинетом №1», над предметным кабинетом, где школьники получают целостную карту мира, используя имеющиеся носители информации. Сегодня для нас очевиден факт, что деятельность библиотеки направлена на гармоническое развитие личности читателя, и содействует накоплению и преумножению им человеческого капитала. Более благородной задачи в нашем мире трудно представить.
Библиотека МКОУ СОШ с. Голуметь содействует формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивает гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения,.. Вот несколько направлений работы нашей библиотеки:
- исследовательская деятельность; "Маленький эрудит"
- информационная деятельность;
- проектная деятельность;
- литературно-познавательная деятельность;
- мультимедийные технологии;
- работа с фондом художественной литературы.
Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.
Продумана и выстроена система работы по нравственному воспитанию учащихся. Проводятся уроки доброты, нравственности, культуры, а также беседы о жизни и творчестве великих людей, виртуальные экскурсии в музей.. Библиотекари пытаются пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость нашей природы, узнать больше о растениях и живом море полей и лесов. Программа патриотического воспитания в нашей школе неразрывно связана с библиотекой и показывает, что формировать детское сознание невозможно без исторической памяти
Каковы главные проблемы школьных библиотек?
В обучении - это развитие технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному диалогу между учителем и учеником.
Вторая революция - это информационная. И школьные библиотеки должны отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя. У нас десятки лет был провал зоны профессионального развития педагога внутри библиотеки.
А за рубежом у наших коллег одна из главных задач - это помощь в профессиональном развитии педагога, для этого комплектуются фонды на всех носителях, библиотекарь работает как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, а потом уже он готовит индивидуальный образовательный маршрут учащегося.
Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов. Вторая проблема - это социальная незащищенность библиотекарей. На шестом съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин реализовал нашу давнишнюю мечту и объявил о приравнении статуса библиотекаря к статусу педагога. Это победа, к которой мы много лет шли.
- В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы. Когда нам демонстрируют организацию библиотечного пространства в зарубежных школах, обычно говорят, что это результат сильной государственной политики, тогда как на самом деле это результат правильных приоритетов управляющих комитетов в финансировании и развитии школы. Нам еще только предстоит пройти этап развития такой ответственности социума.
Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки….
Каждый ребенок черпает свой смысл в книге, и проблема нынешнего читателя как раз в смолообразовании. Фактически дети после 12 лет зубрят параграфы, так как не понимают смысла. Это очень сильно сказывается на качестве образования. Поэтому необходимо усиливать другие составляющие образования, а не просто добавлять уроки. В школьной библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома, ребенок совершенно по-другому осваивает это волшебство радости чтения. Это очень важная функция библиотекаря - развитие функциональной грамотности и творческого чтения.
Перемены происходят в основном, не на замене традиционной библиотеки, а на основе её сохранения и разностороннего развития.
Цель инноваций в школьных библиотеках информационное сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях, повышение качества и расширение ассортимента предоставляемых услуг.
Современные технологии быстро и прочно входят в нашу повседневную жизнь. Все чаще учащиеся обращаются в поисках информации к электронным источникам. Но не умея работать с печатным источником информации, дети не могут оценить и правильно выбрать нужный материал. Этот навык вырабатывается у школьника только в процессе работы с книгой. И здесь на помощь библиотекарям и педагогам приходят традиционные уроки библиографической грамотности. В начальной школе это знакомство с библиотекой, структурой книги, умение правильно выбирать книги, начальные навыки работы со справочными изданиями. Возникает справедливый вопрос, где взять время еще и на библиотечные уроки. Ведь даже в начальной школе дети перегружены. Практически каждый из школьников кроме уроков посещает различные кружки, школу искусств и т.д. Выход видится в интеграции библиотечных уроков в учебные занятия. Например работа со словарями ведется на уроках русского языка, и поэтому библиотекарь может рассказать о том как устроен словарь, правила работы с ним. На уроках литературного чтения можно познакомить ребят с детскими энциклопедиями, словарями, справочниками. Научить различать издания по способу подачи материала. Обязательно показать как можно работать с электронными энциклопедиями. Эти уроки не обязательно проводит библиотекарь, он может только подобрать для учителя необходимый материал. А вот закрепление знаний полученных на библиотечных уроках это работа, которую обязательно должен проводить библиотекарь в индивидуальной работе с читателем. Поработать с электронными справочными пособиями на уроке каждому ребёнку не удается, но эта возможность есть у него при посещении библиотеки. Здесь библиотекарь не только научит его правильно загрузить диск, но и поможет сформулировать запрос и правильно ввести его в поисковую систему. Пытаемся мы работать и с электронным изданием для взрослых. Учимся совмещать материал найденный в электронном виде с материалом взятом из книг.
Одной из основных задач школьной библиотеки является помощь в организации учебного процесса. И это не только обеспеченность учащихся учебниками и учебными материалам, помощь педагогу в подборе методических и иллюстративных материалов. Уже несколько лет мы начали создавать учебные презентации о детских писателях.
Проводя с младшими школьниками конкурсы, викторины, анализируя читательские интересы, мы видим, что дети практически не знают классику детской литературы. А если и отвечают на вопросы викторины, то пользуются знаниями, полученными из мультфильмов. Анализ читательских формуляров в 4-х классах показал, что дети много читают книг о животных, любят читать детские научно-популярные журналы. Младшие школьники очень ценят рекомендации своих учителей, родителей. В библиотеке мы постоянно оформляем выставки «Читали ваши мамы, читали ваши папы», «Мы вам советуем прочесть», « Как хорошо уметь читать» и т.д. книги с этих выставок ребята берут очень охотно. Всегда интересно проходят классные часы «Книги, которые мы выбираем» на которых учащиеся, библиотекарь, учитель рассказывает о своих любимых книгах и предлагает их прочитать другим. Советуя прочитать товарищам свою любимую книгу ребята могут оформлять рекламные листовки, презентации. Вначале сделанные от руки, ну а в дальнейшем и на компьютере.
Конечно вернуть любовь детей к чтению, это работа ни одного мероприятия и не одного года, но совместными усилиями я думаю мы всё же сдвинем дело с мертвой точки.
Модернизируя образовательный процесс, школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Кто-то еще только готовится сделать первый шаг, кто-то уже подводит предварительные итоги, иные в пути. Но начало уже положено.
Модернизация учебного процесса, как и любые другие преобразования, требует, кроме ясной идеи, еще и необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимает библиотека и ее сотрудники.
В чем именно состоит значимость библиотеки, в чем своеобразие роли библиотекарей? Полагаю, особенность положения библиотечного работника – в том многообразии функций, которые он выполняет в школе.
Современный школьный библиотекарь – это специалист по работе с информацией, педагог, член педагогического коллектива – партнер по совместной деятельности,
В канун нашего профессионального праздника, хочется верить
Отношение к труду библиотекаря – это показатель общего уровня культуры человека. Пожелать всем нам, чтобы нас окружало как можно больше интеллигентных и истинно культурных людей. Подчеркнем особую роль профессиональных семинаров, конференций, встреч разного уровня, как в библиотечной, так и в педагогической среде.
И как прекрасно написал Лев Ошанин, отразив суть профессии библиотекаря:
Книжные люди, друзья мои
ближние
Верные слуги и маршалы книжные,
Милые тихоголосые женщины,
В книгах - всеведущи, в жизни -
застенчивы.
Душ человеческих добрые лекари,
Чувств и поступков библиотекари.
Кажетесь вы мне красивыми
самыми,
Залы читален мне видятся
храмами.
Кто мы без вас ?
Заплутавшие в замети
Люди без завтра и люди без
памяти".