Школьный краеведческий музей
Школьный музей занимает важное место в жизни школы. Он содействует приобщению школьников к поисковой и исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.
Чтобы развить культуру русского народа, важно прежде всего сохранить ее. А сохранить, не забыть, помнить, любить традиции, обычаи и культуру помогает наш школьный краеведческий музей, который был создан в Голуметской школе 5ноября 1974 года, под руководством Гурулевой Галины Кузьминичны, учителя биологии. Поисковой работой занимались участники кружка «Краеведение». Они с большим интересом собирали материал для музея по селу, посещали ветеранов войны, труда, тружеников тыла, знаменитостей села, пожилых людей и по крупицам собирали бесценный клад истории, памяти, культуры людей своего села Голуметь.
Если бы меня спросили, что такое музей, я бы сказала, что это место, где можно встретиться с прошлым. В музее хранится то, что было задолго до нашего появления, то, что осталось от былых времен и в наше время имеет большую историческую и культурную ценность. Поэтому перед экскурсией в музей возникает ощущение предстоящей встречи с чем-то необычным и особенным.
17 марта школьный краеведческий музей посетили ученики 4 класса.
Ученицами 8 класса Ксенией Усенко и Дарьей Афанасьевой для детей была проведена очень интересная и познавательная экскурсия по залу музея с разными экспозициями, которые помогали понять и увидеть быт наших предков. Как, благодаря их труду, развивалась наше село . Много было сказано о купцах, их жизни. Учащиеся с удовольствием слушали, с любопытством рассматривали экспонаты. Особенно ребятам понравилась выставка «Боевой славы», посвященная Великой Отечественной войне. Здесь были представлены фотопортреты ветеранов войны, списки награжденных орденами и медалями, награды, наградные удостоверения, благодарственные письма, фронтовая переписка, личные вещи участников войны, макеты оружия.
Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды – это кувшины, крынки, горшки, миски, чашки, плошки и др. Благодаря тому, что глина была доступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения. В музее ничего трогать руками нельзя, но в нашем школьном музее ребята не только потрогали, но попробовали их в деле: ухватом поставили чугунки в печку, прошлись с коромыслом, подержали утюги, разглядели прялку. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни, и особенно актуально для детей.
Заинтересовал детей рассказ о пионерской дружине, учащиеся с удовольствием рассмотрели барабан, вымпелы, школьную форму тех лет, фотографии пионерской дружины.
Экспонаты музея рассказывают нам об истории нашей малой Родины, о жизни людей этой местности, хранят память о прошлом. В музее имеется материал по темам: «Откуда пошла Голуметь», «Воинская слава», «Школа в годы войны»,
« Женщины механизаторы», «Письма с фронта», «Дети войны», «Передовики производства предприятий села», «Выпускники школы ,«Природа родного края», «Творческие люди села», « Народные промыслы и быт крестьян Сибири», «История пионерской дружины». Итд.
Школьный краеведческий музей села Голуметь возобновил свою работу. Мы приглашаем школьников в краеведческий кружок «Юный краевед».
Часы работы:
Понедельник, среда с 14-00 час до 17-30час.
Экскурсия школьный музей
Голуметская средняя школа
ЭКСКУРСОВОД:
Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется — как будто время вспять.
Вы находитесь в школьном краеведческом музее Голуметской средней школы
Школьный краеведческий музей был открыт 5ноября 1974 года, под руководством Гурулевой Галины Кузьминичны, учителя биологии. Поисковой работой занимались участники кружка «Краеведение». Они с большим интересом собирали материал для музея по селу, посещали ветеранов войны, труда, тружеников тыла, знаменитостей села, пожилых людей и по крупицам собирали бесценный клад истории, памяти, культуры людей своего села Голуметь. Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Музей является одним из центров патриотического воспитания в селе Голуметь.
В школьном краеведческом музее имеются следующие экспозиции:
«Откуда пошла Голуметь»,-это история нашего села, « «Леонид Харитонов- наш выдающийся земляк», «Голуметская школа.»,«Воинская слава», «Школа в годы войны», « Женщины механизаторы», «Письма с фронта», «Дети войны», «Передовики производства предприятий села», «Выпускники школы ,«Природа родного края», «Творческие люди села», « Народные промыслы и быт крестьян Сибири», «История пионерской дружины». Итд.
В каждой экспозиции собрано много экспонатов, фотодокументов. Экспозиции постоянно пополняются новыми экспонатами, которые исследуются и систематизируются. Все экспонаты музея подлинные. В музее хранятся исследовательские работы учащихся по краеведению и истории родного края. Собрана коллекция презентаций, созданных школьниками. Ведётся экскурсионная и исследовательская деятельность как по родному краю так и за его пределами.
ЭКСКУРСОВОД:
Экспозиция «История нашего села» или «Откуда пошла Голуметь»
В этой экспозиции представлены факты из истории нашего села .
Свое рождение Голуметь ведет с XVII века - такой вывод был сделан на основании карт, составленных Семеном Ремезовым. Однако позднее была установлена и точная дата появления села - 1548 год. Старожилы рассказывают о трех легендах об образовании Голумети и происхождении его названия.
Так, согласно преданию, в этих местах когда-то жило богатое племя бурят, которые имели много земель. По ним пробегали полноводные реки Белая и Иретка. В них водилось очень много рыбы: таймени, сиги, хариусы. Тем не менее буряты ели рыбу редко, так как нечем было ее ловить.
Однажды, проезжая на конях мимо реки, увидели они избушку, а возле нее русского мужика, который что-то варил на костре. Разозлились буряты: "Как смеешь ты без нашего ведома, разрешения селиться на нашей земле?" Мужик поклонился им и пригласил отведать ушицы, достал речную рыбу, соленого сига, тайменей. Стали буряты есть и удивляются, как это русский мужик один наловил рыбы больше, чем они всем племенем. Мужик улыбнулся, повел к реке и стал вытягивать сеть, а там рыбы видимо-невидимо. Удивились буряты и предложили продать сеть и еще сделать им много новых. Мужик согласился, но с тем условием, что поселится на их земле навечно. Буряты согласились. Так и возникла Голуметь, поскольку "гульма" в переводе с бурятского означает "сеть". Для местного населения рассчитываться медью -это было настоящим богатством, из блестящих монет они делали ожерелья, украшали ими одежду. Так и появилась в XVI-XVII веках Голуметь место, купленное за «голую медь».
Село Голуметь было купеческим. Здесь были и пивовары, и торговцы. С тех пор как через Голуметь стал проходить монгольский путь, в селении появился так называемый перевалочный пункт в торговле с Монголией. Монгольские купцы по пути на Усольский солеваренный завод останавливались в Голумети и здесь же обменивались товаром с местными купцами: меняли кожу, ткани на соль и мыло. К концу XVIII века Голуметь представляла собой богатое село. Практически все купцы, которые жили в Голумети, имели свои лавки в Иркутске, завозили товар в село и продавали их местному населению и монгольским купцам. Именно здесь некогда проживали 48 купцов, половину из которых составляли купцы I гильдии. У каждого из них был свой завод или фабрика. В селе об их зажиточности говорили двухэтажные дома. Сейчас как напоминание о некогда зажиточном селе остались два купеческих дома, в одном из них располагается магазин, а другой стоит заброшенным.
Экскурсовод.
Чем сто- сто двадцать лет назад отличались богатые села от бедных? Правильно, храмами. Только зажиточные прихожане могли построить каменную церковь. Известно, что в селе дважды сгорала деревянная церковь. В 1910 году здесь началось строительство каменного Свято-Никольского храма, на это дело Голуметцы пожертвовали 50 тысяч рублей. Известно, что строили долго, занимались этим купцы Мажаев, Изотов, Семенов, Блаженский, богатые, зажиточные крестьяне, учитель и священник прежней, деревянной, церкви.
Первым сделал взнос председатель церковно-приходского совета Гавриил Николаевич Невидимов. Сбор денег продвигался медленно. Только благодаря энергии отца Фортуната за 20 лет церковная казна увеличилась более чем в десять раз — с 3 до 50 тысяч рублей. Когда была собрана достаточная сумма, Румянцев занялся поиском подходящего проекта и архитектора. Но судьба-злодейка сыграла с ним злую шутку. В 1904 году началась Русско-японская война — инфляция обесценила деньги. Строительство опять отложили. И лишь в 1909 году епархия приняла решение о строительстве каменного храма в селе Голуметь по проекту иркутского архитектора Н.И. Дудицкого — выпускника Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. Вообще Голуметь стоит на подземных озерах, поэтому такое строение было очень трудно возводить. Возводили храм три года, с 1910-го по 1914-й. Подготовительные работы вели местные крестьяне. Бутовой камень брали в окрестностях Голумети, кирпич делали тоже на месте, из своего сырья. От дедов и прадедов взяли рецепт — кладку стен скрепляли яичными желтками, яйца собирали со всех дворов. Желтки работали как клей БФ: склеивали то, что невозможно склеить. Храм получился одновременно массивным и строгим, как лаконичная гравюра. Мастера выполнили его в русско-византийском стиле — пять глав с широкой объединяющей ротондой под полусферой. Низкая трапезная соединяла храм с колокольней. В центральной части церковь перекрыли куполом на парусах. Габариты получились внушительные: высота барабанного купола — 21 метр, колокольни — 27, длина — 20 саженей.
С чем сравнить Свято-Никольский храм? По красоте он под стать Иркутскому кафедральному собору. Три престола — Николы-угодника, Покрова и Троицы, — пять куполов, колокольня отделена от алтарной части. Писал иконы и устроил иконостас иркутский мастер Ф.Г.Долгов. Ко дню освящения, 20 января 1914 года, в приходе было 4540(!) человек. Благолепие украшало богатое село недолго — двадцать с небольшим лет. Отец Фортунат продолжал служение в голуметской церкви до своей кончины в начале 20-х годов.
Памятником областного значения храм объявили в 1987 году
В начале двухтысячных годов началось его восстановление.
Батюшка Бельков Дмитрий и матушка Анна на протяжении нескольких лет собирали средства на восстановления храма. Своими силами и силами прихожан, людей неравнодушных постепенно храм обретал своё великолепие.
Так, в родной храм вернулась икона святителя Николая Чудотворца. 70 лет она находилась в изгнании, после чего на родину ее вернул известный оперный певец, уроженец Голумети Леонид Харитонов. В 1934 году, когда громили церковь, тетя Леонида Михайловича, Марфа Иванова, смогла спасти несколько икон, в числе которых была икона Николая Чудотворца. Долгие года она хранилась у нее в амбаре. Однажды сын Марфы Ивановны Виктор увидел ее и хотел приспособить для стола. Не получилось. После этого он бросил ее в сенях под ноги, ликом вниз, а сверху накрыл грязной тряпкой, о которую затем все вытирали ноги.
- Тетя не знала, что она там находится, а когда случайно увидела, упала в обморок, - рассказывал в одном из интервью Леонид Михайлович. - Виктор потом умер от рака, очень долго мучился. В 1974 году моя мама поехала навестить тетю, и та рассказала эту историю. Затем икону привезли в Москву. Конечно, она была в ужасном состоянии: не было полщеки, руки с книгой, шеи. Я просто ужаснулся. Собрал художников, чтобы решить, что делать.
После долгих реставрационных работ иконе все же вернули прежний лик, она была перевезена на родину.
Еще один образ Николая Чудотворца был привезен иркутянами, которые выкупили ее в антикварной лавке. После того как они заметили сзади надпись, из какой она церкви, решили вернуть ее на родину.
Но в первых рядах самых известных и всеми уважаемых уроженцев Голумети, конечно же, идёт «сибирский Шаляпин», заслуженный артист России Леонид Михайлович Харитонов. Будучи солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски имени Александровна, он объездил с концертами весь мир, пел с французской знаменитостью Мирей Матьё, выступал в доме-музее Шаляпина. К слову, с семьёй первого баса России «бас из Голумети» дружит очень давно: дочь легендарного певца даже подарила Харитонову отцовский рояль, который всю жизнь стоял в его московской квартире и звучал так же величественно, как много лет назад. Несмотря на популярность, Харитонов регулярно приезжал на родину и помогал односельчанам. Леонид Михайлович Харитонов прожил интересную, богатую творческую жизнь и умер в Москве в возрасте 84 года
ЭКСКУРСОВОД:
Экспозиция «Воинская слава».
Страшным испытанием для всего советского народа стала Великая Отечественная война. Наши земляки внесли свой вклад в общее дело победы.
Экспозиция рассказывает о подвигах односельчан в годы Великой Отечественной войны. Здесь собраны фотографии, ордена и медали, благодарственные письма от Верховного Главнокомандующего, копии писем и похоронных извещений
На протяжении ряда лет школа участвует в шествии «Бессмертного полка».
Шли годы, менялись поколения, жизнь текла своим чередом. Но вот наступили трудные годы войны. Война прошлась и по нашему селу. Из каждой семьи на фронт ушло по 2-3 человека, в целом из села ушли на фронт 461 человек, а вернулось около 200 . Одни получили похоронки, а другие пропали без вести. Наши односельчане сражались на всех фронтах: защищали Москву, Сталинград, участвовали в войне с Японией. А женщины и дети трудились во имя победы, они ковали победу в тылу. В первые месяцы войны в армию были призваны десятки тысяч хлеборобов, в том числе около 60% механизаторов. Слабые девчонки, так быстро повзрослевшие, организовали свою тракторную бригаду заменили своих братьев и мужей на тракторах и комбайнах. Пришлось немало поплакать, покопаться в железках, прежде чем стало получаться. Работали девушки от зари и до зари, пока не кончится горючие и в жару и в холод. Тракторы заводили руками, таскали буксирами друг друга, - ломили руки, ноги, голова, казалось утром уже не встанешь, но опять вставал и шли на работу.
Ремонт трактора производили прямо в поле. Работа сложная, на отдых времени не было. Случалось, что и засыпали за рулем. Из-за брака приходилось перепахивать много раз. Урожаи в те годы были хорошие. Хлеба стояли на зависть всем. Не хватало рабочих рук. Жать хлеб приходилось и в ручную. На жатву выходило все трудоспособное население села в том числе и подростки 10 -12 лет Дисциплина была очень строгая. Знали одно: как только спадет роса нужно идти в поле. Работали порой без обуви, кое в какой одежде, работали до изнеможения, взяв на обед кусок хлеба да огурец. Фронту нужен был хлеб.
На этом стенде имена женщин- механизаторов, чей труд можно назвать героическим. Не легче было и школьникам. Учащиеся занимались в тяжёлых условиях. Холод в школе, голодные, учебник один на несколько человек, вместо тетрадей старые журналы и газеты. Дрова в школу возили на саночках из леса.
Не смотря на все трудности, ученики относились к учёбе как к самому главному в жизни. В нашем музее постоянно проходят встречи, с ветеранами войны и труда, солдатскими вдовами, уроки мужества. Их героизм достоин восхищения.
История одного экспоната.
Солдатский котелок.
Мы хотим рассказать об одном из экспонатов нашего музея, относящийся к Великой Отечественной войне. Это солдатский котелок, этот котелок подарил музею ветеран Великой Отечественной войны Фомин Иван Васильевич.
Иван Васильевич был призван в армию ещё до начала войны. С первых дней войны он был не разлучен с котелком. Этот солдатский котелок не круглый, а плоский, и не просто плоский, а ещё изогнутый с крышкой . Крышка его плотно закрывает. Те, кто постарше, понимают, что круглый котелок солдату помеха. А без котелка и без ложки нет жизни Ивану Васильевичу, потому, что пищу принимать приходится в походе, в любых полевых условиях. Поэтому котелок был всегда при Иване Васильевиче.
А плоская и изогнутая несколько форма сзади котелка, способствовала плотному прилеганию к боку и не мешала при движении, плоская крышка защищала от пыли и грязи. Бывало и так: только расположится солдат поесть, а тут враг появился, закрывает солдат котелок и в бой, а закончится бой для него успешно, присядет солдат где-то на пеньке и ли на кочке и закончит, хоть и холодный, но калорийный обед. Так солдатский котелок выручал везде Ивана Васильевича всю войну.
ЭКСКУРСОВОД:
Экспозиция «Орудия труда предметы быта». До наших дней культура сибирского народа, сибирской деревни сохранилась через культуру материальную, которая представлена в вещественной, предметной форме - это орудия труда, жилища, одежда и украшения, пища, домашняя утварь. Для нашего путешествия предметы быта я взяла из нашего школьного музея, где есть уголок деревенского быта. Здесь представлена коллекция орудий труда: цепы, пилы, косы, прялки, плотницкие инструменты и др.В шкафу можно увидеть: подсвечники, лампы керосиновые, керогаз, примус, шахтёрскую лампу, утюги паровые нагревающиеся древесным углём, различные чернильницы, туески, кувшины, самовары, крынки, замки навесные старинные.
Чаще всего, входя в дом, попадаешь в кухню, где взор сразу падает в красный угол с иконами. Перекрестившись на красный угол, замечаем, что центральное место занимает печь. Она и грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись, если не было бани. За печью находился чулан, или бабий кут, здесь на полках хранилась глиняная, плетенная, деревянная посуда (чугунки, горшки, миски). Здесь женщины стряпали. У окна, близ стола, стояла прялка.
Рубель— предшественник современного утюга, очень похожий на узкую стиральную доску. На рабочей поверхности рубеля делались поперечные рубцы. Рубель использовался для разглаживания — «прокатывания» после стирки сухой холщовой ткани. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток (скалку), а сверху прокатывали рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.
- Кто желает попробовать? (Ученики «гладят» белье (рушник) рубелем).
Прялка. Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца.
Крынка- глиняный сосуд для хранения молока. Айда, разбирайте крынки, у меня их вона скока, цельных 5 штук! (Вы поняли, что я сказала? Значит, вы- сибиряки!)
- За что так полюбились нашему народу крынки? (В этих крынках очень долго можно было хранить молоко, которое долго не прокисало и не портилось. Вода, которую в них хранят всегда остается чистой, прозрачной и холодной. Еда, приготовленная в ней, очень вкусная и долго остается горячей. Цветы, поставленные в крынку, долго остаются свежими и не вянут). Зерно всегда остается сухим и полезным. В углу домашняя утварь: лопата, предназначенная для посадки хлеба в русскую печь, клюка. Ухват-рогач, ступа с пестиком, вилы кованные трёзубые, щипцы предназначен- ные для горящих углей. ( Пробуем ухватом пользоваться)
Каждый экспонат нашего музея имеет свою историю. Ребята вели поисковую работу по теме: «Сталинские репрессии»- мы познакомились с жительницей нашего села Безугленко Ниной Васильевной, она была сослана в Сибирь с Украины и попала в Голуметь во время коллективизации . Нина Васильевна подарила нашему музею вышитые домотканые полотенца, скатерть и прошву на кровать. Все экспонаты подлинные.
Экскурсовод
Первое приходское одноклассное училище на территории нашего района было построено в 1866г. в Бельске на средства Балаганского купца 1-й гильдии Егора Михайловича Козлова. Вторым старейшим заведением на территории Черемховского района стало Голуметское одноклассное смешанное училище МНП, открытое в 1867г. В 1880 г. его почётным блюстителем был Г.Н. Невидимов, законоучителем Ф.Н.Румянцев, а учителем – Николай Алексеевич Дмитриев, получивший звание учителя, пройдя испытание. После революции в Голумети были построены две школы: сначала восьмилетняя, а потом средняя.
История нашей школы началась с 1937 года. Первый выпуск состоялся в 1947году, когда было выпущено 8 учеников. Средняя школа находилась на улице Школьной, а восьмилетняя на улице Советсткой. Последнее время директором восьмилетней школы была Округина Зоя Григорьевна, средней Волков Иван Иванович.
Начиная с 1946-47года по 1973 -1974 учебные годы было выпущено 1244человека.
Это 27 выпусков. Среди них было немало ребят, закончивших школу с золотой и серебряной медалями.
Основанием же новой школы можно считать 1969год, когда был завезен первый кирпич на строительство школы и вырыт котлован. В 1970 году началось основательное строительство школы. В 1971 году выстроен и первый этаж, 1972 году- второй этаж.. В 1973 году велись отделочные работы внутри здания и были построены теплица и склады.
Школу строили 4 года. Ученики средней и восьмилетней школы помогали строителям в уборке мусора, мыли окна и полы. 12 января 1974 года открылась новая кирпичная двухэтажная школа, два коллектива, две школы объединились в единую школу, единый коллектив.
Первым директором новой школы, которая находится на улице Кирова, была Зоя Григорьевна Округина, которая на этой должности была до 1986 года. завучем Чернова Клавдия Григорьевна, организатором внеклассной работы — Неделько Любовь Владимировна. Через год завучем была выбрана Тюменцева Нинель Матвеевна, а организатором до 1984 года работала Дружко Алевтина Ивановна.
Под руководством Зои Григорьевны сформировался дружный творческий коллектив педагогов – единомышленников, укреплялась материальная база, складывались традиции.
Большое внимание уделялось трудовому обучению школьников Учебно- производственная бригада занимала первые места в районе. На базе школы проводился областной семинар директоров по трудовому обучению Школа всегда славилась и славится своими достижениями в области спорта. С 1986 года директором этой школы является Кулаков Александр Павлович, грамотный и творческий руководитель.
За годы своей работы школа выпустила 1372 выпускника с аттестатами о среднем образовании, которые работают во всех отраслях нароного хозяйства. Учебно- воспитательный процесс осуществляют 34 педагога , из них 22 учителя – бывшие выпускн ики школы. Многие учителя нашей школы имеют правительственные награды. Тюменцева Нинель Матвеевна – «Орден дружбы народов», Дружко Ангелина Ивановна - вручена премия имени Н.К.Крупской.
Десять учителей нашей школы награждены значками «Почётный работник образования» и «Отличник народного просвещения». Это такие учителя как Белькова Любовь Петровна, Алексеева Нина Арсентьевна, Яковлева Татьяна Николаевна, Дружко Ангелина Ивановна, Кулаков Александр Павлович, Тихонова Ольга Иннокентьевна. При школе уже много лет существует школьный краеведческий музей, многие годы его бессменным руководителем была Гурулёва Галина Кузьминична ( годы жизни1924г- 2004г) Это был замечательный педагог, влюблённый в поисковую работу, благодаря ей, музей был победителем областного конкурса музеев, и лауреатом Всесоюзного конкурса. Сейчас наш музей продолжает традиции Галины Кузьминичны, ребята стали победителями в районном конкурсе музеев и стали дипломантами областного конкурса музеев, который проходил в мае 2009 года.
В 2016 году на смену Александру Павловичу пришел новый директор Непомнящих Светлана Алековна проработав до 2020года Светлана Алековна перешла на должность учителя. А в августе 2020году директором стал молодой , энергичный Завозин Антон Леонидович. По состоянию на 2020-2021 учебного года в МКОУ СОШ с. Голуметь реализуются общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, по которым обучается 301 школьник.
В рамках государственной программы «Развитие образования» на 2019-2024 годы Черемховскому районному муниципальному образованию выделена субсидия на проведение капитального ремонта здания МКОУ СОШ с. Голуметь.
Реализация мероприятия состоялась в два этапа:
1 этап проведен в период с 08.07.2019 по 01.10.2019 года. В это время были выполнены следующие виды работ: часть общестроительных работ (наружная отделка, частичная замена полов, замена оконных блоков, капитальный ремонт кровли здания), капитальный ремонт водоснабжения и канализации, отопления и вентиляции, а также пуско-наладочные работы по вентиляции, выгребная яма.
2 этап начался в с 01.06.2020, планируемая дата завершения работ 06.11.2020 года. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в области, а также возникшим дополнительным объемом работ, возникла необходимость в продлении срока выполнения муниципального контракта. В этот период выполнены следующие виды работ: часть общестроительных работ (внутренняя отделка, замена дверных блоков, замена полов в полном объеме, ремонт крылец), электромонтажные работы, а также пуско-наладочные работы по электроснабжению, ограждение территории.
Ленинская комната Пионерская организация.
Приближается 19 мая. А 19 мая 1922 года - считается днём рождения пионерской организации. Именно с Ленинской комнаты начал свою работу наш музей.
У пионеров была своя символика и атрибутика /демонстрируются предметы : вымпелы, барабан. Атрибуты, имея символический смысл, отражали революционную романтику пионерской жизни. Горн и барабан стали спутниками пионерских отрядов.
Пионеры были обязаны носить красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионерский галстук - красная шейная косынка, завязываемая специальным узлом, Галстук мог быть сделан из любого материала, но обязательно быть красным, любого оттенка. Позором считалось прийти в школу без галстука или с помятым галстуком. Пионер должен быть опрятным, аккуратным и с гордостью носить пионерскую символику.
Пионерский салют — обязательный атрибут пионера. Пионерское приветствие - пять пальцев правой руки, плотно сжатые, поднимаются над головой. Призыв звучит так: «К борьбе за дело коммунистической партии будь готов!» Ответ «Всегда готов!».
( пробуют завязать ребятам галстуки, рассматривают барабан, пилотки)
Задание: Давайте посмотрим, получится ли у вас четко и слаженно произнести речевку.
Раз-два, три-четыре
Три-четыре, раз-два
Кто шагает дружно в ряд?
Пионерский наш отряд!
Кто шагает дружно в ногу?
Пионерам дать дорогу!
Дружные, веселые, всегда мы любим труд.
Смелые надёжные, на помощь к вам идут!
С такими речёвками ребята ходили на праздники, в походы. У пионеров была не только своя символика, но и своя газета, которая называлась Пионерская правда. И были свои места отдыха. Так в 1929 году открывается самый главный и красивый Международный пионерский лагерь «Артек». Туда едут отдыхать лучшие из лучших.