Внеурочная деятельность в школе является одним из нововведений Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в контексте ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
В соответствии с Федеральным законом об образовании, содержание образования в образовательной организации определяется её основной образовательной программой (ООП), которая разрабатывается на основе ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
Согласно ФГОС, ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности направлен на учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяется образовательной организацией.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, подобно урочной, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главная цель внеурочной деятельности — решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, а школьник учится коммуникации не только в обществе, но и за его пределами.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать и принимать решения.
Результаты проведения внеурочной деятельности в школе предполагают увеличение числа детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, а также развитие предрасположенности к здоровому образу жизни. Кроме того, воспитание толерантности и уважительного отношения к окружающему миру также являются важными аспектами внеурочной деятельности.
Для большинства родителей, у которых нет возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения предоставляет такую возможность на бесплатной основе.