Кто такой учитель-дефектолог?
Проблема заключается в выражении: «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться: Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!
Многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь.
Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А также он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей. Какие проблемы выявляют и решают дефектологи?
На сегодняшний день очень часто в средствах массовой информации встречается такой термин «дети с особенными потребностями, дети с нарушением психофизического развития». Так вот, кого мы подразумеваем?
Это прежде всего:
1. дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
2. дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
3. дети с нарушением речи;
4. дети с диагнозом ранний детский аутизм;
5. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и дети с детским церебральным параличом;
6. дети с задержкой психического развития;
7. дети с умственной отсталостью;
8. дети с неврологическими заболеваниями.
К категории детей с особенными потребностями относятся и одаренные дети. Специалисты - дефектологи работают с детьми с особенными потребностями. И главная задача дефектологов раннее выявление таких детей, оказание им психолого-медико-педагогической консультации, коррекционной помощи, определение адекватных условий для воспитания и обучения таких детей. Специалисты, которые занимаются детьми с особенными потребностями.
- с детьми, у которых есть нарушение зрения (слепые, cлабовидящие)-дефектологи - тифлопедагоги,
- с нарушением слуха (глухие, слабослышащие) - сурдопедагоги,
- с нарушением речи – логопеды,
-с нарушением интеллекта - олигофренопедагоги,
- с нарушением психики – психиатры.
И вот исходя из этого в психолого-медико-педагогической консультации работают такие специалисты: заведующая – дефектолог, психиатр, олигофренопедагог, логопед, практический психолог.
Да, Ваши дети особенные, Ваши дети самые лучшие и это действительно так, если к ним найти индивидуальный подход, разработать для них коррекционную программу, проводить периодически медицинское обследование и лечение (по показаниям врача).
Главное, чтобы у родителей и специалистов, которые работают с ребенком, были доверительные отношения, взаимопонимание и тогда успехов Вашему ребенку не избежать.
Вывод: прислушивайтесь к советам специалистов, не запускайте детские проблемы, ведь они, как и болезнь, не проходят сами по себе, лучше предупредить проблему чем потом ее лечить, делайте все вовремя.
Какие проблемы выявляют и решают дефектологи?
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).
С чего начинается работа учителя – дефектолога?
1.Работа дефектолога начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей.
2.Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скорректировать нарушение.
3.На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
4.Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
5.Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
6. Идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам
Цель работы дефектолога - коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений, основными из которых являются следующие:
1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.
2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.
4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.
6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.
7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.
8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Как видно из вышесказанного, учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Учитель-дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), а также и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог)
Кабинет дефектолога - это некая сказка, куда попадают дети.
Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают, как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.
Примеры занятий
1. Познавательные раскраски
На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.
2. Работа с фланелеграфом.
На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.
3. Работа с песком.
Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.
4. Работа с прищепками.
С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, лексика.
Вывод: каждый родитель должен изменить свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и позволить своему ребенку посещать такие интересные и увлекательные занятия.